Она будет работать до 25 января в художественном музее. 0+
Это ретроспектива биографии и творчества живописца, демонстрирующая его путь за «синей птицей» – символом открытий и вдохновения.
Пётр Саввович относится к поколению художников, чья юность в 18 лет была оборвана войной: бои, плен, побег, снова бои, Берлин, Победа.
Приехав в Киров после Суриковского института, Вершигоров сразу влился в культурную жизнь. Стал участвовать в выставках, заниматься общественной и просветительской деятельностью, позже преподавать в художественном училище. Его обожали студенты, в мастерской перебывала вся творческая, научная, техническая интеллигенция города. Он обладал удивительной силой притяжения. Показывал друзьям свои наброски, этюды, а те предлагали названия картинам.
Уже в дипломной работе «По царскому веленью» (1956) Пётр Саввович представил свой взгляд, личные драмы жертв Кровавого воскресенья 1905 г. Здесь нет ни толпы, идущей к царю-батюшке, ни расстрела демонстрантов. По Дворцовой площади бродят во мгле обречённые фигуры, ищущие своих близких среди убитых. На переднем плане – красивая девушка с косой, жертва «мирной демонстрации».
Ещё одна тематическая картина «Не взяли» – про подростка, решившего сбежать на фронт, но снятого с поезда. И за ним – история поколения, которое, несмотря на юные годы, рвалось защищать Родину.
Но всё же визитной карточкой Вершигорова называют не сюжетную картину, а северный пейзаж в суровом стиле. Могучая природа, излучающая «уверенность и спокойствие», похожа на самого художника. Хотя у него есть произведения разные по настроению и звучанию: от ранних лирических, светлых, серебристых работ – до суровых, наполненных цветовой и эмоциональной сдержанностью.
Пётр Саввович считал, что художник не имеет права работать без этюдов, поэтому много путешествовал – по области, историческим и литературным местам, по Грузии и Заполярью, Крайнему Северу и Дальнему Востоку. С учениками, друзьями и родными отправлялся на лодке по северным рекам области: Пижме, Лале, Пушме.
После одного из таких путешествий родилась картина «Моломская деревянная церковь XVII века», на которой художник изобразил «опаринские Кижи» – Никольскую церковь, по преданию, возведённую четырьмя беглыми монахами.
Церковь устремлена ввысь и как будто слита с природой. Пейзажные мотивы в этюдах П. Вершигорова – это всегда маленькая поэма о родной земле. «Природа меня воспитывает в своём духе – уверенности и спокойствии, поклонении красоте и верности её законам!» – говорил он.
Картины Петра Саввовича, по оценкам искусствоведов, имеют не только художественную, но и документальную ценность. Пример – «Огни города Кирова»: тихий летний вечер Заречного парка, на берегу пасутся лошадь и жеребёнок, светит красный навигационный фонарь, виден понтонный мост. За рекой – город в вечерних огнях, дым пароходов, силуэт старой Фёдоровской церкви, снесённой в 1962 г. За Луковицким оврагом – трубы и цеха заводов, ТЭЦ-1. В городе кипит жизнь, за рекой – тишина и покой.
После вооружённого конфликта на острове Даманском (1969) вместе с поэтом О. Любовиковым и драматургом И. Шуром художник отправился в Забайкалье на заставу имени В. Козлова, где служили кировчане. Здесь убедился, что граница не знает покоя. Из записей художника: «Всю ночь горит свет в кубрике дежурного, всю ночь несут службу пограничники, приходят уставшие под утро – заступают другие».
Закалённых, стойких людей Пётр Саввович писал и в Кировской области – на Омутнинском металлургическом заводе, в колхозах, леспромхозах. А в конце жизни пришёл к философскому символизму.
Наталья Владимирова.
Фото: ВХМ.