В музее представлены самовары, чайная посуда, сервизы, муляжи десертов, которые продавали в Вятке в кондитерской Станислава Якубовского и др.
«Китайская сушёная трава»
Экскурсовод Галина Савкова рассказала: «В Россию чай попал в XVII веке как заморская диковинка: это был подарок царю Михаилу Фёдоровичу из Китая. Но «сушёная трава» быстро закончилась, и только спустя 30 лет, уже ко двору Алексея Михайловича, послы вновь доставили чай. По решению придворного лекаря он использовался исключительно в медицинских целях. А большая часть населения Руси продолжала пить сбитень и квас».
Очеркист середины XIX века. Иван Кокорев сообщал: «Чай полюбили жители Белокаменной. Другие города довольствовались сбитнем, отваром мяты, липового цвета или другой какой скромной, доморощенной травы с медом; Петербург пробавлялся кофеем».
Но постепенно чай становился всё популярнее, и уже в конце XIX века его пили все: чиновники, купцы, крестьяне, монахи. В отличие от Китая, где не принято было пить сладкий чай, в России «пустой» не употреблялся. К нему полагались молоко, мёд, ягоды, печенье, конфеты, пряники, крендельки, пастила, мармелад, блины. Сахар же был дорогим – завозился из-за границы. В ходу были и чайные концентраты, пунши, чаи «с позолотой» (ромом).
Неспешная беседа за самоваром в кругу семьи и гостей стала в России любимым времяпрепровождением, особенно зимой. Пили много и часто, степенно и чинно. Купцы с высоким доходом выпивали до 40 стаканов в день (от этого прошибал пот, потому наготове было полотенце). Появилась традиция пить чай из блюдца, держа его на весу, но в дворянских домах такой способ не дозволялся.
За хранение чая отвечала хозяйка, она же заваривала и разливала его по чашкам. Многие чайницы (ёмкости для хранения) имели замки с ключом и считались отличным подарком на свадьбу. Самым дорогим был цветочный чай, из чайных почек. Далее – байховый (чёрный рассыпной), самым «плебейским» считался чай кирпичный и из кипрея.
Смекалистые торговцы быстро научились выдавать дёшевые сорта за дорогие, смешивать с иван-чаем, листьями ивы, тополя, дуба, высушенной свеклой, испитой сухой заваркой. Но истинные гурманы быстро распознавали подделку.
Душа стола
Так называли самовары. В богатых семьях были даже серебряные, с гравировкой. Некоторым присваивали имена собственные: Егорыч, Пантелей Иваныч.
«После жирной кулебяки, щей, гусей и неизменно чая, сладкого пирога с ягодами семья заснёт до вечерен», – вспоминал сын елабужского купца Д. Стахеев.
В Вятке самовары начали изготовлять во второй половине XIX века, в том числе объёмные ведёрные на 5, 10, 15 литров. Ведь семьи были большие, и каждый выпивал не по одной чашке.
Среди самых известных вятских производителей самоваров – братья Поповы и Косолаповы. У каждого была своя лавка на ул. Спасской. Братья участвовали в выставках и ярмарках. Так, в 1896 году на Нижегородской ярмарке серебряную медаль получили братья Поповы, почётный лист – братья Косолаповы.
В начале ХХ века повсеместно стали возникать чайные, призванные оградить народ от пьянства, приучить к культурному времяпрепровождению, содержательным беседам и чтению.
А потом пришла мода на кофе, но она не отменила пристрастия к чаю. Появились интересные купажи, например, чёрный чай с черемухой и чёрной смородиной, зелёный с облепихой, веточкой пихты и пр.
В тему
В Приказной избе можно продегустировать ягодно-травяной чай и взять на память открытку со старинным рецептом десертов и выпечки. Выставка открыта до 10 февраля. 0+
Наталья Владимирова.
Фото автора.