В художественном музее открылась персональная выставка Аркадия Рылова (1870–1939) «Родом из Вятки» (0+).
В 1910 году художник-земляк подарил музею пейзаж «В лесу». Эта картина и дала начало коллекции, большая часть которой состоит из даров самого Аркадия Александровича и его вдовы. Сейчас в ВХМ более 100 графических и живописных работ мастера, на выставке представлены монументальные пейзажи, тонкие графические зарисовки, детские иллюстрации.
Академик, пейзажист, педагог Аркадий Рылов родом из села Истобенска Вятского уезда. В своих «Воспоминаниях» писал: «Жизнь у костра, у воды, среди дикой нетронутой природы и воспитала во мне пейзажиста».
Он учился у прославленного мастера Архипа Куинджи, стал его последователем, но сохранил свой оригинальный художественный язык. С пейзажами Рылова в русское искусство вошли лесные дали, глубокие озёра, полноводные реки, моря, птицы и животные.
Уже первая работа «Догорающий костёр» была приобретена Павлом Третьяковым для его галереи. С начала 1900-х имя Рылова стало широко известно, он участвовал в выставках объединений «Мир искусства», «Союз русских художников», зарубежных выставках (в Вене, Венеции, Нью-Йорке).
После окончания Академии художеств жил в Петербурге, но связей с малой родиной не терял. Часто приезжал на этюды, был почётным членом Вятского художественного кружка, участвовал в выставках, в создании музея.
В 1901 году за картину «С берегов Вятки» Рылов получил золотую медаль в Мюнхене. За пейзаж «Зелёный шум» в 1906-м был избран действительным членом Осеннего салона в Париже.
Живописец Михаил Нестеров писал: «Рылов не просто пейзажист. Он как Васильев, как Левитан – глубокий, задушевный поэт... Рыловых природой отпускается очень, очень мало».
Аркадий Александрович постоянно искал новые и оригинальные пейзажные мотивы, передающие бесконечное многообразие родной природы, стремился к смелым композиционным задачам. Обожал животных. Когда встречал на природе или на рынке больных зверюшек, то брал или покупал их, выхаживал и потом выпускал на волю.
В его мастерской жили зайцы, белки, даже обезьяна. Когда он преподавал в Рисовальной школе, а потом в художественно-промышленном техникуме, привозил показать ученикам медвежат, волчонка, лисицу, косулю, ужа, кур и уток, филина, лебедя, журавля и пр. Вокруг клеток стояли учащиеся и быстро зарисовывали движения беспокойных моделей.
Рылов преподавал в школе вплоть до ее закрытия в 1917 г. Позднее он иллюстрировал журнал «Чиж», оформлял книги Виталия Бианки «Теремок» и «Сказки зверолова».
В 1918-м в продрогшем, голодном Петрограде писал картину «В голубом просторе». «Мысли заняты только тем, как бы съесть чего-нибудь. В кухне утром вода замерзала и в ведре, и в самоваре. Фуфайка, на голове шерстяной шлем, на руках рукавицы – такой был мой ночной костюм. Укрывался я двумя одеялами и шубой», – вспоминал художник. При этом создаётся впечатление, что «Голубой простор» написан на пленэре в безмятежной обстановке, при тёплой погоде – настолько светлой, наполненной свободой и движением получилась картина.
В 1930-х Аркадий Александрович начал выполнять госзаказы, относился к ним с большой ответственностью. Писал «Индустриальные огни на Волге», «На страже» (красноармейцы на лошадях едут по заснеженному лесу).
Прежде чем взяться за работу «Ленин в Разливе», прочитал все книги, где говорилось об этом событии, побывал на месте. Мучился, считая, что у него выходит не великий вождь, а «дачник». Решил изобразить Ленина идущим, погружённым в мысль о революции.
Повторения этой картины художнику заказывали неоднократно, а сам он вспоминал, что коммунисты не ожидали такой трактовки образа, да ещё от старика. Но приняли её единогласно.
Какой бы ни был сюжет, для Аркадия Александровича главным всегда оставался пейзаж, в котором слились мастерство и уникальная способность видеть поэзию в обыденном.
Имя нашего земляка с 1998 года носит Вятское художественное училище.
Наталья Владимирова
Фото: ВХМ