Писатель Андрей Антонов – о прошлом и настоящем театра кукол и об искусстве их «оживления».
Нынешний сезон в кировском кукольном посвящён 90-летию театра. Завлит Андрей Антонов проводит встречи со зрителями, в том числе потенциальными.
На этот раз в библиотеке имени Грина собрались студенты железнодорожного техникума.
У самого Андрея Николаевича знакомство с этим видом искусства началось более 40 лет назад. В свои 17 он написал пьесу «Нежить», навеянную повестью «Гробовщик» Пушкина. Её даже поставили в Пермском театре кукол, где Антонов трудился монтировщиком. Близкое знакомство с творческим процессом показало, насколько физически и эмоционально сложен труд актёров.
Случаи из жизни
В Кирове А. Антонов продолжил писать пьесы, инсценировки, очерки о выдающихся людях театра, а также выступать перед разными аудиториями, представляя кукол всевозможных конфигураций.
Его рассказы сопровождаются кадрами кинохроники, на которых Анатолий Афанасьев, главный режиссёр театра в 1940–1970 годы, вместе с труппой ездит на гастроли в грузовике или автобусе по вятскому бездорожью. Кукольники сами выталкивают забуксовавший транспорт, стараясь не опоздать к зрителям, ждущим встречи с прекрасным.
Дети, завидев автобус, бегут навстречу. И прямо из окон их приветствуют герои сказок. Главреж воодушевляет рассказом из жизни кукол, и представление начинается.
Дом культуры битком набит, все с интересом наблюдают за происходящим. Спектакль «До третьих петухов» по Шукшину даже у трактористов вызывает веру в искренность происходящего на сцене, смех и аплодисменты. Традиции дорожить зрителем, быть для него интересным и полезным театр сохраняет все годы.
Секреты мастерства
Управление куклами – серьёзная физическая нагрузка. За ширмой высотой 170 см актёр должен не просто управлять своим персонажем, но и постоянно держать уровень. Все актёры разного роста. Высокие вынуждены передвигаться пригнувшись, держа руки с куклой поднятыми. Низенькие надевают туфли на высокой платформе.
Часто в спектакле один актёр исполняет две или несколько ролей, с молниеносной скоростью меняя одну куклу на другую. Взаимопонимание – с полувзгляда. Иначе спектакль развалится.
В кукольном театре стул может сыграть роль короля, а король – роль стула, две палки – рыцарей, сражающихся на мечах. Кукловоды, свет, музыка превращают театральный аскетизм в захватывающий спектакль. Зритель забывает, что перед ним всего лишь стул или две палки.
У каждой куклы есть своя выразительная часть лица, которая тоже выполняет какую-то роль, четыре пальца – чтобы рука не казалась крабообразной. Но если у режиссёра есть задача сделать выразительной или «говорящей» руку персонажа, то бутафор прибавляет или убавляет пальцы. Так, злодей в спектакле «Холодное сердце» был пятипалым.
Сегодня в театре кукол оживают произведения с любым уровнем литературной и технической сложности. Например, спектакль-галерея образов родного города «Вятка от земли до Неба», автобиография «Стивен Хокинг. Мир в ореховой скорлупе», спектакль-концерт «Виктор Цой. Только кино». 12+
Волшебная классика – «Ночь перед Рождеством» 6+, «Гоголь. СПб» – спектакль-фантасмагория. 16+ Спектакль-воспоминание – «Даниламастер. История одного кукольника» (о бутафоре театра Даниле Морданове). 6+
И, конечно, детские сказки и короткие поучительные истории – то, с чего начинается знакомство с кукольным театром у малышей.
Наталья Владимирова.
Фото из архива театра кукол.