Подробности опубликовал Госархив Кировской области в группе КОГБУ «ЦГАКО». Дополним рассказ материалами из краеведческого отдела Герценки.
После Гражданской войны коммунхоз оказался в плачевном состоянии. Среди первоочередных задач стояли: снабжение населения электричеством и водой, ремонт муниципализированных владений, учёт и распределение жилья, обеспечение топливом предприятий, ликвидация свалок, решение вопроса с переправой через реку Вятку. В общем, работы – непочатый край.
Электричество в начале 1920-х стало привилегией для избранных. Оборудование горэлектростанции изношено. Населению запрещалось пользоваться лампочками свыше 30 Вт, подключать к сети любые приборы без санкции Коммунтреста. Граждане, желающие обзавестись лампочкой, должны были дать обоснование: особая профессиональная или научная деятельность и т.п.
На пользующихся электричеством заводили регистрационную карточку, в которой указывался объём энергии, разрешённый к использованию. В 1924-м вышло постановление губернской плановой комиссии о необходимости устройства в г. Вятке новой мощной электростанции.
Дефицит воды
Имелись большие проблемы и с водоснабжением. Как отмечал в 1920-м в докладе заведующий городской водокачкой, «насосы не ремонтировались пять лет, дренажные колодцы в плачевном состоянии – деревянные срубы почти сгнили».
Город испытывал нужду в воде, особенно зимой, так как трубы давали сильную утечку и требовали срочного ремонта. Потребление воды на душу населения в 1931 году – 7 литров, что в 4-5 раз ниже нормы».
В начале 1930-х стартовали подготовительные работы по строительству нового водозабора у д. Корчёмкино. Вместо будок установили колонки общественного пользования. Ввели ежемесячный платёж жильцов за пользование колонками.
Дешевле всего вода обходилась красногвардейцам и красным партизанам. Самые высокие тарифы полагались для «нетрудового элемента», отдельная плата была для тех, кто держал домашний скот и птицу.
В 1924-м «Вятская правда» информировала: «Для постройки общественных торговых бань в Вятке заготовлен весь строительный материал. С мая начнутся строительные работы».
Но постепенно и эта баня с пропускной способностью 134 человека в час при росте населения и частых перебоях с водой давала возможность помыться каждому не чаще раза в месяц.
Ещё одна проблема – канализация. Ассенизаторские обозы не справлялись. В 1931 году смогли вывезти только 10% нечистот.
Дома-коммуны
В годы Гражданской войны мостовые пришли в упадок, не было уличного освещения. К починке дорожного покрытия приступили только в 1924-м. Через два года восстановили электроосвещение на ул. Ленина и Карла Маркса и некоторых других центральных улицах.
Вместе с ремонтом продолжилось и мощение. Переход с гужевого на автотранспорт требовал решения вопроса с асфальтированием дорог. Тротуаров было мало. Как писал ссыльный московский лингвист Виктор Виноградов: «Около домов хоть есть деревянные тротуары, покрытые осенью жидкой глинистой грязью, а при переходе через улицу, площадь или вдоль заборов тротуаров нет, и глубина грязи достигает до пояса».
В 1918–1920 годах в Вятке ничего не строили, кроме казарм. Многие здания использовали не по профилю. Так, в Мариинской женской гимназии (на Театральной площади) размещались: отдел снабжения армии Восточного фронта, казарма и штаб полка, хирургический лазарет.
Очень болезненным был квартирный вопрос. В 1923 году провели всероссийскую перепись, и оказалось, что в Вятке только 52% муниципализированных домов заняты жильцами. Остальные заселены многочисленными конторами и учреждениями. После выселения контор их отдали под детские дома.
Начали создаваться дома-коммуны и кварталы-коммуны (так называемые дома будущего). Первый такой дом появился в 1920-м при электростанции, затем квартал-коммуна имени Ст. Халтурина возник в центре города. Находился он на самообслуживании, семейные коммунары жили в отдельных комнатах, холостые – в общих. Имелись помещения общего пользования: столовые, прачечные, красные уголки.
Квартирный вопрос решали и за счёт уплотнения, под коммунальные квартиры и общежития приспосабливали гостиницы, магазины, церкви, купеческие склады и амбары.
В 1936–1937 годах на месте бывшего ипподрома и казарм Свияжского полка между улицей Карла Маркса и Октябрьским проспектом в рекордные сроки возведён посёлок Горсовета из двухэтажных домов.
На месте Загородного сада строился посёлок МШЗ имени 1 Мая, рассчитанный на 340 семей. В благоустроенных домах квартиры выделяли партийной элите, начальству и заводским специалистам.
Не хватало кирпича, цемента. Использовали кирпич взорванных церквей. Надстраивали старые дома на один-два этажа. В 1931 году создали «тройки по смягчению жилкризиса» с обширными полномочиями: осмотр квартир и общежитий с целью уплотнения, торгово-складских помещений и частных владений на предмет рационального использования. Но всё равно дефицит жилья оставался огромным.
Наталья Владимирова.
Фото: ЦГАКО.