Автор и режиссёр исторических циклов «Вятская летопись» и «Вятское наследие» представил свой новый проект в библиотеке имени Грина.
Гордость архитектора
В мае исполнилось 110 лет с открытия в особняке на ул. Ленина, 96-а дома инвалидов и сирот Великой войны 1914–1915 годов.
Автор проекта Иван Чарушин применил необычный для Вятки готический стиль. Оснастил особняк по последнему слову техники и комфорта: электричество, телефонная связь, паровое отопление, душевые с горячим водоснабжением, вентиляция, лифт для подъёма продуктов с кухни в столовую, баня и прачечная в подвале, полы, выложенные мозаичной плиткой, парадная лестница с резными перилами, камины, балконы и пр.
Чарушин не раз дополнял здание элементами декора: грифонами над аркой главного входа, светильниками. Внутреннюю отделку выполнил художник из Тифлиса Николай Джмухадзе.
Особняк не только органично вписался в архитектуру Вятки, но и стал символом нового капиталистического города начала ХХ в. И. Чарушин гордился результатом: проект «Красного замка» висел в его кабинете.
Правда, сам Тихон Булычёв недолго жил в этом чуде архитектуры. С началом Первой мировой он передал городу здание, обошедшееся ему в 300 тысяч рублей, за треть цены. Но при условии, что благотворительные учреждения, которые в нём разместятся, будут носить его имя. Так и было.
Потом почти три года замок пустовал. В 1918-м выдвигались предложения организовать здесь Дом науки, искусства или художественную галерею. Однако с началом Гражданской войны особняк заняла ЧК, затем штаб 3-й армии Восточного фронта, с 1919 года и по сей день – органы госбезопасности.
Дом Булычёва – памятник истории регионального значения, но красота его внутреннего убранства остаётся недосягаемой.
Блеск и нищета предпринимателя
Тихон Филиппович был новатором по природе. Первым начал переводить флот с дровяного на нефтяное топливо. Первым в Вятке устроил телефонную связь между своим домом на Стефановской улице (ныне Молодой Гвардии) и пристанью.
Кстати, дом и флигель при нём, где помещалась главная контора, купец пожертвовал благотворительному обществу под приют для сирот-младенцев. Сам перебрался на дачу в Кутырской слободе (ныне ул. Заводская, 11-а). Там его садовник выращивал в оранжереях персики и ананасы, дыни и арбузы, а татарин Давид готовил кумыс. Каждый пароход, проходя мимо хозяйской дачи, подавал приветственные гудки.
В 1890-х судовладелец приступил к качественному обновлению флота: приобрёл двухэтажные речные лайнеры американского типа, немалые средства вкладывал в развитие портового хозяйства. Построенная им трёхэтажная пристанская контора стала украшением Пятницкой слободы (современная ул. Пристанская).
В 1900 году объединились пароходства Булычёва, Я. Тырышкина и В. Александрова. «Товарищество» не только шло в ногу с прогрессом, но и помогало конкуренту – железнодорожному транспорту (перевозило по реке рельсы, шпалы, материалы для подвижного состава).
Новая власть в 1918-м отстранила Тихона Филипповича от управления пароходством, но его наследием – ремонтными базами, флотом пользовалась вовсю. Умер некогда влиятельный «хозяин реки» в 1926 г. в нищете, никому не передав свой незаурядный коммерческий опыт.
6+
Наталья Владимирова.
Фото: ЦГАКО.