В музее воинской славы открылась памятная выставка.
Тот самый длинный день в году
С его безоблачной погодой
Нам выдал общую беду –
На всех.
На все четыре года.
Эти строки из стихотворения Константина Симонова стали лейтмотивом выставки, на которой представлены фотографии защитников Брестской крепости, образцы стрелкового оружия, форма бойцов Красной армии. Отдельный раздел посвящён последним мирным дням 1941-го и начавшейся мобилизации.
В ночь с 21 на 22 июня проходили выпускные балы. Молодые люди мечтали о светлом будущем: сколько всего впереди! Но им суждено было войти в историю как «огненный выпуск». Повестки в военкомат выпускники 1941-го получили вместе с аттестатом зрелости. На фронт уходили классами. Совсем юные, с романтическими мечтами, от этого отчаянные и бесстрашные.
Война началась в воскресенье, большинство предприятий не работало, поэтому общегородской митинг проводили 23 июня. В Кирове на площади Революции первый секретарь областного и городского комитетов партии Владимир Лукьянов говорил о том, что успехи Красной армии будут зависеть от самоотверженной работы тыла.
За первую неделю войны было подано более 3200 заявлений в ряды РККА. К октябрю на фронт ушли 140 тысяч жителей области, всего же за годы войны наша область мобилизовала около 585 тысяч человек. А с учётом тех, кто на 22 июня 1941 г. находился в кадровых частях, – более 600 тысяч (каждый четвёртый житель области).
Архивные материалы
Военнообязанные, получившие повестки в первые дни войны, явились полным составом. «Родные провожали призываемых почти без слёз, моральное состояние хорошее, все горят желанием разгромить врага.
Рабочий ремонтно-столярной конторы Суханов пришёл с сыном 11 лет, который заявил, что тоже хочет идти воевать с отцом, подносить патроны. Когда ему сказали, что он ещё мал, – обиделся».
Горячие дни наступили для заводов, фабрик. «19 сентября 1941 г. комсомольско-молодёжная конференция завода им. 1 Мая приняла обращение к молодёжи г. Кирова: каждому юноше и девушке работать за двоих-троих, обучить не менее 2-3 учеников приёмам высокопроизводительного труда; всем не работающим у станков – овладеть одной из производственных профессий».
В первые дни войны увеличилась производительность труда. Студенты пединститута изъявили желание работать летом на строительстве Чепецкой ТЭЦ. Коллектив облфинотдела решил перечислить ежедневный заработок на усиление обороноспособности страны.
На машиностроительном заводе стахановцы сборочного цеха Корепанов и Мельников давали по 2 нормы ежедневно. На комбинате «Искож» стахановец Вожегов выполнял 2-3 нормы за смену.
Завод «Физприбор» приступил к изготовлению деталей по спецзаказу. «Настроение рабочих, ИТР, служащих – как можно лучше трудиться, больше давать продукции и хорошего качества, не вдаваться в панику, вести жёсткую борьбу с паникёрами, рвачами на производстве и в снабжении продовольствием», – отмечал заводской информатор.
На страницах газет
«Кировская правда» печатала материалы о патриотических порывах граждан.
«Колхозник сельхозартели «Красный сокол» Косых М.М. обратился с просьбой: «Прошу направить меня на передовую линию фронта, так как я хочу защищать нашу любимую родину от фашистских гадов. Моя военная специальность – шофёр».
«У коммуниста Жаркова сын служит в Красной армии. Сам Жарков, его жена и второй сын подали заявления о принятии их добровольцами».
«Два комсомольца – муж и жена Анатолий и Александра Шабалины принесли заявления с просьбой зачислить их в ряды действующей армии: «Мы, – заявили они, – любим родину, считаем своим священным долгом вместе с нашим народом и доблестной Красной армией разбить зарвавшуюся фашистскую гадину».
Областные газеты писали об освобождении помещений для эвакуированных, выполнении и перевыполнении производственных программ, создании групп доноров, новых обязательствах рабочих и колхозников для помощи Красной армии. А впереди было ещё четыре тяжелейших года войны...
Наталья Владимирова.
Фото: КОКМ и ЦГАКО.